Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 18.05.2024, 13:00 |
Лопатенко Екатерина Викторовна учитель - дефектолог | |
Приветствую Вас Гость |
|
Особенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речиОсобенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Одним из наиболее распространенных нарушений среди детей с ОВЗ младшего школьного возраста является тяжелое нарушение речи. Важно отметить, что ТНР – это а собирательный диагноз, включающий в себя целый перечень различных медицинских и логопедических диагнозов, к ним можно отнести: сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию, афазию, тяжелую степень дизартрии, ринолалию, заикание. Для обучающихся с ТНР характерны:
У каждого из дефектов имеются нарушения всех категорий речи – фонетической, фонематической, грамматической. Лексическая сторона речи наиболее подвергнута нарушениям у обучающихся с ТНР. Ее дефектное состояние обуславливает невозможность усвоения грамматики, связной речи, что приводит к низкой успеваемости по адаптированной основной общеобразовательной программе и несформированности коммуникативных навыков у обучающихся. Прежде чем раскрыть вопрос о методах коррекци лексической категории речи у детей с ТНР младшего школьного возраста, следует рассмотреть причины возникновения нарушенного словаря и их виды. К основным причинам, приводящим к нарушениям словаря можно отнести:
К нарушениям и особенностям лексической категории речи обучающихся с ТНР можно отнести:
Также к нарушениям словарного запаса можно отнести симптом повышенной тормозимости речевых функций, которые выделила Н.Н. Трауготт. Данная особенность проявляется в виде узкоситуативности словаря детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Нельзя оставлять без внимания и особенности логопедической работы с детьми, изучаемой категории. В первую очередь стоит отметить, что ведущим принципом работы является этипатогенетический принцип. Он предполагает учет течения, механизмов, проявлений, причин при проведении комплексного обследования и выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Говоря о логопедической работе, направленной на преодоление нарушений лексической категории речи, следует обратить внимание на принцип наглядности. Именно он позволит качественно повысить уровень словарного запаса, фиксируя зрительный образ в памяти детей. Построить эффективный маршрут для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи позволят принципы, представленные в работах Р.Е. Левиной и К.В. Комаровым. К ним относятся:
Каждый из вышеперечисленных принципов находит свое место в разделах адаптированной программы. Содержание каждого раздела разработано на основе своих принципов отбора и систематизации материала. Каждый принцип находит свое место в разных этапах проведения занятий. В современной логопедической науке существует множество разнообразных методов по коррекции нарушений словаря у детей с ТНР. Одним из основополагающих является метод, описанный Л.Р. Давидович. Он основывается на объединении и систематизации слов по смысловому принципу. Данный метод характеризуется изучением обобщающих понятий, разделение слов на лексические группы (классификация), обогащением групп новыми лексическими единицами, исследованием групповых различий слов и способов их употребления в различных коммуникативных ситуациях. Также большое значение имеет использование синквейна – пятистрочной стихотворной формы. Синквейн базируется на семантическом и синтаксическом значении слов [4]. Для реализации дидектического синквейна в коррекционной работе с детьми с ОВЗ не требуется особых условий, что является большим его преимуществом. Использование синквейна способствует развитию лексико-грамматических категорий, обогащению словаря, уточнению понятий. В коррекционной работе синквейн воздействует не только на развитие речи, но и развивает высшие психические функции. Также эффективным методов развития лексической категории речи у младших школьниковв является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность обучающихся с ОВЗ, направленна на развитие и коррекцию психических процессов, способствует развитию речевой и творческой активности, а также коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах. К плюсам данного метода можно отнести: пополнение игрового опыта, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, интонации, абстрактных значений, разнообразие речевого материала, автоматизацию слов в связной речи. Стоит отметить и метод использования лэпбуков – тематических папок или папок раскладушек, в которой собираются игры, схемы, задания, иллюстрации для отработки каждой отдельной темы. Данный метод позволяет реализовать принцип индивидуального подхода – создавать и подбирать необходимый материал для развития словарного запаса каждого отдельного ребенка. Также к плюсам использования лэпбука можно отнести то, что он основан на наглядности и конструировании, что непосредственным образом влияет не только на развитие лексической стороны речи и речь в целом, но и на развитие ВПФ. Также в процессе коррекции лексико-грамматического строя речи стоит обращать внимание на упражнения направленные на развитие словоизменения и словообразования разных частей речи, изменение их по числам, падежам, родам и времени, а также согласование разных частей речи. Например, упражнение на дифференциацию единственного и множественного числа существительных: Перед ребенком выкладывается набор картинок с изображенными на них предметами (коза, козы, коса, косы, плод, плоды, плот, плоты). Сперва уточняются понятия данных слов: «Покажи, где коза, где косы, где плоты» и т.д. Далее предлагаем выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов или один предмет. В ситуации если ребенок затрудняется ответить, дается три попытки, затем следует помощь педагога. Для коррекции умений словообразования можно рассмотреть следующие упражнения:
Источник: https://multiurok.ru/index.php/blog/osobennosti-razvitiia-leksiki-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tiazhelymi-narusheniiami-rechi.html |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
uCoz |