Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 13:00

Лопатенко Екатерина Викторовна учитель - дефектолог

Мысль дня
Меню сайта

Особенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Особенности развития лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

Одним из наиболее распространенных нарушений среди детей с ОВЗ младшего школьного возраста является тяжелое нарушение речи. Важно отметить, что ТНР – это а собирательный диагноз, включающий в себя целый перечень различных медицинских и логопедических диагнозов, к ним можно отнести: сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию, афазию, тяжелую степень дизартрии, ринолалию, заикание. Для обучающихся с ТНР характерны:

  • нарушение звукопроизношения;
  • недоразвитие фонетического восприятия, смешивание звуков близких по артикуляции;
  • речевые аграмматизмы, носящие постоянный характер;
  • трудности при использовании в речи трудных по составу и структуре слова;
  • трудности в звуко-буквенном анализе;
  • трудности в построении распространенных предложений;
  • сложности в составлении рассказов;
  • трудности в пересказе, как правило он представляет собой перечисление отдельных действий и предметов.

У каждого из дефектов имеются нарушения всех категорий речи – фонетической, фонематической, грамматической. Лексическая сторона речи наиболее подвергнута нарушениям у обучающихся с ТНР. Ее дефектное состояние обуславливает невозможность усвоения грамматики, связной речи, что приводит к низкой успеваемости по адаптированной основной общеобразовательной программе и несформированности коммуникативных навыков у обучающихся.

Прежде чем раскрыть вопрос о методах коррекци лексической категории речи у детей с ТНР младшего школьного возраста, следует рассмотреть причины возникновения нарушенного словаря и их виды.

К основным причинам, приводящим к нарушениям словаря можно отнести:

  • нарушения звукопроизношения и фонематического восприятия, которые значительно искажают звуковой образ слова, который в свою очередь затрудняет осознание семантического значения речевой единицы;
  • речевой негативизм, который может возникать из-за того, что окружающие не понимают речь ребенка, низкой самооценки, характерной для детей с ТНР, страха допустить ошибку в речи.
  • низкий уровень речевого опыта, возникающий из-за узкого круга общения (близких родственников).
  • фрагментарности восприятия окружающей действительности, которую можно преодолеть только путем целенаправленной коррекционно-логопедической помощи.

К нарушениям и особенностям лексической категории речи обучающихся с ТНР можно отнести:

  • Значительное расхождение между количественным составом пассивного и активного словаря, которое может проявляться, как в обычных, так и в специализированных условиях;
  • Сложности усвоения слов-форматоров (частиц, предлогов), так как они не несут никакого семантического значения, а имеют только грамматическое значение;
  • Среди слов детонаторов наиболее сохранными являются слова с предметным значением, а менее со значением действий, качеств, состояний и признаков;
  • Множественные ошибки при осуществлении процесса поиска слов для употребления в активной речи;
  • Использование речевых замен, которые могут возникать из-за неправильного восприятия семантических признаков слова;
  • Описание слова вместо его названия;
  • Упрощение речи, замены слов на звукоподражания, при условии, что ребенок может произносить слово правильно;
  • Использование в речи аномальных слов;
  • Вариативное произнесение названия одного и того же предмета в разных речевых ситуациях.

Также к нарушениям словарного запаса можно отнести симптом повышенной тормозимости речевых функций, которые выделила Н.Н. Трауготт. Данная особенность проявляется в виде узкоситуативности словаря детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Нельзя оставлять без внимания и особенности логопедической работы с детьми, изучаемой категории. В первую очередь стоит отметить, что ведущим принципом работы является этипатогенетический принцип. Он предполагает учет течения, механизмов, проявлений, причин при проведении комплексного обследования и выстраивания индивидуального коррекционного маршрута.

Говоря о логопедической работе, направленной на преодоление нарушений лексической категории речи, следует обратить внимание на принцип наглядности. Именно он позволит качественно повысить уровень словарного запаса, фиксируя зрительный образ в памяти детей.

Построить эффективный маршрут для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи позволят принципы, представленные в работах Р.Е. Левиной и К.В. Комаровым. К ним относятся:

  • Коммуникативный принцип. Он обусловлен главной целью обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно развитие речи как средства общения;
  • Принцип развития и коррекции речи на основе установления взаимосвязи между фонетической, лексической и грамматической сторонами речи. Чаще всего он представляется как требование, применяемое при коррекции или развитии речи. Так, например, при обучении младших школьников с нарушениями речи часто приходится специально создавать условия, чтобы помочь ребенку систематизировать свою речь. Таким образом, данный принцип обеспечивает более легкое усвоение системой языка;
  • Принцип обучения языку на основе формирования языковых обобщений. В нормальных условиях развития речи они формируются, развиваются и закрепляются с помощью широкой практики общения. Их полное развитие обеспечивается слаженностью, взаимодействием в развитии восприятия, понимания и совершенствованием речи.

Каждый из вышеперечисленных принципов находит свое место в разделах адаптированной программы. Содержание каждого раздела разработано на основе своих принципов отбора и систематизации материала. Каждый принцип находит свое место в разных этапах проведения занятий.

В современной логопедической науке существует множество разнообразных методов по коррекции нарушений словаря у детей с ТНР. Одним из основополагающих является метод, описанный Л.Р. Давидович. Он основывается на объединении и систематизации слов по смысловому принципу. Данный метод характеризуется изучением обобщающих понятий, разделение слов на лексические группы (классификация), обогащением групп новыми лексическими единицами, исследованием групповых различий слов и способов их употребления в различных коммуникативных ситуациях.

Также большое значение имеет использование синквейна – пятистрочной стихотворной формы. Синквейн базируется на семантическом и синтаксическом значении слов [4]. Для реализации дидектического синквейна в коррекционной работе с детьми с ОВЗ не требуется особых условий, что является большим его преимуществом. Использование синквейна способствует развитию лексико-грамматических категорий, обогащению словаря, уточнению понятий. В коррекционной работе синквейн воздействует не только на развитие речи, но и развивает высшие психические функции.

Также эффективным методов развития лексической категории речи у младших школьниковв является театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность обучающихся с ОВЗ, направленна на развитие и коррекцию психических процессов, способствует развитию речевой и творческой активности, а также коррекции отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах. К плюсам данного метода можно отнести: пополнение игрового опыта, развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, интонации, абстрактных значений, разнообразие речевого материала, автоматизацию слов в связной речи.

Стоит отметить и метод использования лэпбуков – тематических папок или папок раскладушек, в которой собираются игры, схемы, задания, иллюстрации для отработки каждой отдельной темы.

Данный метод позволяет реализовать принцип индивидуального подхода – создавать и подбирать необходимый материал для развития словарного запаса каждого отдельного ребенка. Также к плюсам использования лэпбука можно отнести то, что он основан на наглядности и конструировании, что непосредственным образом влияет не только на развитие лексической стороны речи и речь в целом, но и на развитие ВПФ.

Также в процессе коррекции лексико-грамматического строя речи стоит обращать внимание на упражнения направленные на развитие словоизменения и словообразования разных частей речи, изменение их по числам, падежам, родам и времени, а также согласование разных частей речи. Например, упражнение на дифференциацию единственного и множественного числа существительных: Перед ребенком выкладывается набор картинок с изображенными на них предметами (коза, козы, коса, косы, плод, плоды, плот, плоты). Сперва уточняются понятия данных слов: «Покажи, где коза, где косы, где плоты» и т.д. Далее предлагаем выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов или один предмет. В ситуации если ребенок затрудняется ответить, дается три попытки, затем следует помощь педагога.

Для коррекции умений словообразования можно рассмотреть следующие упражнения:

  • образование уменьшительно-ласкательные формы существительного;
  • образование прилагательного из существительного;
  • образование глагола с помощью различных приставок.

 

Источник: https://multiurok.ru/index.php/blog/osobennosti-razvitiia-leksiki-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-tiazhelymi-narusheniiami-rechi.html

Вход на сайт
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 11
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
uCoz