Советы при обучении детей навыкам чтения и письма
- Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША,ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- Навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА;
- Звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП, КАША, соответственно пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
2. Учите правильному слиянию букв в слоги.
Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА;
- Побуквенное чтение: М, А, М, А;
- Прочитывание глазами, а затем произношение слов или фраз, не глядя в книгу.
Правильное обучение навыкам чтения:
- Когда ребенок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго:
М ММА – МММА, СССОК, РРРАК.
3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:
- Выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
- Прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
- Угадывание букв по контурам бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
- Обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
- Применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки).
4. Следует подготовить руку к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:
- Пальчики здороваются;
- Пальчики бегают по столу;
- Игра на рояле;
- Разведение пальцев в стороны;
- Поочередное поднимание пальцев руки;
- Кулак – ладонь.
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого, родители должны знать, что ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
- Ребенок должен уметь правильно держать карандаш (тремя пальцами руки, а кончик карандаша «смотрит» в плечо);
- Тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным наклоном);
- Правильно сидеть за столом;
- Не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
- Необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая:: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).
Эти советы помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
Источник : www.eduportal44.ru